Почему мы перешли с мониторов 4:3 на 16:9 и как это изменило наши рабочие привычки

Ключевые выводы

  • Раньше были распространены коробочные мониторы 4:3 из-за стандартов телевещания. Кроме того, дополнительное вертикальное пространство имело смысл для офисных задач.
  • Переход на мониторы с соотношением сторон 16:9 произошел из-за улучшения потребления медиаконтента, многозадачности и спроса на широкоэкранные развлечения.
  • Соотношение сторон мониторов может влиять на пользовательский интерфейс приложений, дизайн игр и общую эргономику.

Если вы родились в 90-х или раньше, вы, возможно, помните эти большие коробчатые компьютерные мониторы с почти квадратным дисплеем. Затем, в какой-то момент, мы постепенно перешли на широкоэкранные мониторы. Так почему же мы сделали этот переход, и как он влияет на то, как мы используем наши персональные компьютеры?

История мониторов 4:3 и переход на мониторы 16:9

В ранние дни не было определенного соотношения сторон для компьютерных мониторов. Вы могли видеть всевозможные форм-факторы — квадратные, прямоугольные и все, что между ними. Но постепенно все остановились на соотношении сторон 4:3.

Эпоха мониторов 4:3

Старый бежевый ПК с ЭЛТ-монитором. Санти С / Shutterstock.com

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

Одной из главных причин популярности мониторов 4:3 в 80-х и 90-х годах было то, что это был стандарт в телевизионном вещании. Тем не менее, даже на практическом уровне это соотношение сторон было отличным для большинства вычислительных задач в то время.

Компьютеры в основном использовались для офисной работы, например, кодирования, электронных таблиц и обработки текста. Эти задачи выигрывали от наличия большего вертикального пространства экрана. Мониторы 4:3 обеспечивали баланс вертикального и горизонтального пространства. Они не были слишком высокими, чтобы вызывать напряжение в шее, но они были выше, чем прямоугольные форм-факторы.

Однако привычки в использовании компьютеров начали меняться. Люди начали предпочитать широкоэкранные дисплеи квадратным.

Переход на мониторы 16:9

В начале 2000-х годов компьютеры начали демонстрировать значительные достижения в своих графических возможностях. Люди начали хотеть большего от своих ПК, в первую очередь потребления медиа. Windows Media Player уже был очень популярен. Люди смотрели фильмы и телепередачи на своих компьютерах, используя подключенные DVD-приводы.

Однако просмотр фильмов на мониторе 4:3 привел к появлению огромных черных полос в верхней и нижней части экрана. Это связано с тем, что фильмы снимаются с более широким соотношением сторон и лучше всего смотрятся в широкоэкранном формате.

Это одна из причин, по которой телевизоры начали переходить на соотношение сторон 16:9. И, как и прежде, индустрия ПК обратила на это внимание, и мониторы начали переходить на ЖК-дисплеи 16:9. Это сделало мониторы более подходящими для использования в развлекательных целях.

Световая панель монитора Razer Aether освещает стол. Джером Томас / How-To Geek

Более мощные компьютеры также означали, что вы могли запускать несколько приложений одновременно. Более широкий экран обеспечивал лучшую многозадачность, поскольку теперь вы могли открывать и работать с несколькими приложениями бок о бок.

Конечно, этот сдвиг не произошел в одночасье, но к 2010-м годам широкоэкранные экраны стали нормой. Вы могли (и все еще можете) найти несколько производителей, выпускающих мониторы 4:3 для промышленного и CCTV использования. Однако вам будет трудно найти их у кого-то дома или даже в офисе.

От мониторов 4:3 к мониторам 16:9: как это изменило вычислительную технику?

Ваш монитор — это основное устройство вывода для вашего компьютера. Изменение того, как вы видите информацию, оказывает огромное влияние на то, как вы взаимодействуете с вашим ПК.

Например, рассмотрим скромный 16-дюймовый монитор. Дисплей 16:9 будет иметь:

  • 7,8 дюймов вертикального пространства
  • 14 дюймов горизонтального пространства.

Напротив, 16-дюймовый монитор 4:3 предоставит вам:

  • 9,6 дюймов вертикального пространства
  • 12,8 дюймов горизонтального пространства.

Вы можете использовать этот калькулятор для расчета горизонтальной и вертикальной длины экранов мониторов разных размеров.

Итак, как вы можете видеть, учитывая тот же размер монитора, монитор 4:3 даст вам больше вертикального экранного пространства по сравнению с альтернативой 16:9. Это повлияло на размещение панели задач, пользовательские интерфейсы в игровом дизайне и многое другое.

Влияние на размещение панели задач

Панель задач имеет решающее значение в настольных вычислениях. Она показывает все запущенные приложения и позволяет закреплять избранные для быстрого доступа. По умолчанию она всегда находится внизу — панель задач в Windows и Dock в MacOS. Но почему?

Панель задач Windows 11 по умолчанию. Ханна Страйкер / How-To Geek

Разработчики и дизайнеры создали эту конвенцию еще в эпоху мониторов 4:3. Поскольку у вас было больше вертикального пространства на экране, вы могли иметь элементы ОС сверху и снизу, а окна приложений могли по-прежнему отображать достаточно информации. У вас также было скромное горизонтальное пространство для некоторых действий на разделенном экране.

Но теперь, когда мы перешли на соотношение сторон 16:9 и имеем больше горизонтального пространства, чем вертикального, имеет смысл переместить панель задач в левую или правую сторону, чтобы максимально увеличить вертикальное пространство для приложений.

Терминал Linux, открытый в Ubuntu. Ханна Страйкер / How-To Geek

Ubuntu сделала это. Их опыт работы с рабочим столом размещает док Ubuntu на левой стороне экрана. Я бы сказал, что это более логичный выбор пользовательского интерфейса, но из-за привычности и привычки мы все еще имеем нижнее расположение панели задач в популярных операционных системах.

Влияние на игровой дизайн

Соотношение сторон экрана также оказывает огромное влияние на дизайн видеоигры и ее играбельность. В качестве примера давайте рассмотрим игры в жанре Real-Time Strategy (RTS). Пик популярности жанра пришелся на 1990-е и начало 2000-х годов, когда появились такие классические игры, как Age of Empires II, StarCraft: Brood War и Warcraft II.

В таких играх обычно используется HUD (Heads-Up Display) в нижней части экрана. Там вы найдете мини-карту, горячие клавиши, панель выбора юнитов и счетчики ресурсов. Эта компоновка была оптимизирована для 4:3 ЭЛТ-мониторов той эпохи.

Однако с переходом на широкоэкранные дисплеи с соотношением сторон 16:9 такая конфигурация означает, что вы видите меньшую часть поля боя по вертикали и имеете меньше полезной площади экрана для эффективного микро- и макроуправления.

Я также помню, как много играл в Descent: Freespace в начале 2000-х. Игра использует все трехмерное пространство с всенаправленными угрозами.

Формат экрана 4:3 обеспечивал сбалансированный вид вертикального и горизонтального движения, что было идеально для этого названия. На мониторе 16:9 у вас ограниченное вертикальное поле зрения, что делает вас более уязвимыми для атак противника сверху и снизу экрана.

Это лишь некоторые примеры того, как пользовательский интерфейс видеоигр и даже общий дизайн игры могут зависеть от экрана вывода.

Эргономические соображения

Может показаться, что я защищаю квадратные пропорции, но я признаю их эргономические недостатки, особенно если рассматривать мониторы с большим экраном. Поле зрения человека от природы шире, чем его высота. Мы созданы для горизонтального сканирования, а не вертикального. Это биологическое ограничение делает широкоэкранные мониторы естественным и более эргономичным вариантом — мы видим больше того, что находится на экране, не поворачивая головы.

Например, представьте себе 32-дюймовый монитор 4:3. Это была бы настоящая боль в шее, так как вам пришлось бы мотать головой вверх и вниз, чтобы увидеть весь экран. Даже 32-дюймовый монитор 16:9 может быть немного слишком высоким, поэтому ультраширокие дисплеи с соотношением сторон 21:9 становятся популярными для дисплеев размером более 27 дюймов.

Портретная ориентация 55-дюймового монитора Samsung Epic Odyssey Ark

Конечно, это не означает, что более широкие экраны автоматически лучше с точки зрения эргономики. Цель состоит в том, чтобы держать экран в поле зрения с ограниченным движением шеи. Однако более широкие соотношения сторон лучше с точки зрения эргономики при больших экранах и обычно близком расстоянии просмотра, стандартном для мониторов ПК.

Будущие мониторы станут еще шире

Я уже упоминал, что ультраширокие мониторы становятся все более распространенными. У меня также есть 34-дюймовый ультраширокий монитор 21:9. Эти мониторы отлично подходят для трехоконного рабочего процесса, но когда я открываю четыре окна, становится тесновато. Вот где супер ультраширокие мониторы с соотношением сторон 32:9 в игру вступают. Хотя я лично перешел на работу с двумя мониторами, когда мне нужно открыть четыре окна рядом, я могу увидеть прелесть сверхширокого монитора.

Монитор HP E45c G5 Super Ultrawide на оранжевом фоне л.с.

Обычно размером около 49 дюймов, супер-ультраширокие мониторы фактически дают вам общую длину двух 27-дюймовых мониторов, поставленных рядом. Они наиболее популярны среди видеоредакторов, поскольку они могут видеть всю временную шкалу видео без прокрутки. Эти бегемоты даже популярны среди геймеров, ищущих визуально захватывающий опыт.

Также стоит отметить, что почти все сверхширокие мониторы изогнуты. Это гарантирует, что весь экран поместится в поле вашего зрения, что оптимизирует эргономику.

Программы для Windows, мобильные приложения, игры - ВСЁ БЕСПЛАТНО, в нашем закрытом телеграмм канале - Подписывайтесь:)

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *